Пора признать: все мы сейчас переживаем тяжелейшее по уровню стрессовости время, сравнимое с ситуацией 90-ых годов, а то и посерьёзнее. И чтобы сохранить если не абсолютное душевное равновесие, то хотя бы ментальное здоровье, человеку важно иметь ясное представление о том, что он лично в силах предпринять и в каком направлении должен двигаться, чтобы пережить этот ужас. Одним из способов это сделать являются письменные практики.
Письменные практики в психологии.
Метод выражения мыслей на бумаге не нов и многогранен, он стимулирует гораздо больше отделов головного мозга, чем устная речь и потому результат получается более глубоким и осмысленным. А во времена информационных войн, когда общественное сознание формируется искусственно и навязывается членам социума, а инакомыслящим затыкают рты, записывание личных тревог и сомнений – первый шаг к осознанию проблемы и своего права делать о ней собственные выводы и иметь своё мнение.
Другими словами, письменная практика не для того, чтобы стало легче, а для того, чтобы стало яснее.
Существуют индивидуальные и коллективные письменные практики, предназначенные для людей в разных жизненных ситуациях. Данная практика называется «письма разным адресатам» и рекомендуется тем жителям России, которым не ясно, чему и кому верить. Тем, кому всё ясно, не рекомендуется.
Письма разным адресатам
Мы так устроены, что когда проговариваем или записываем даже самые сумбурные мысли, они приобретают ясную, упорядоченную структуру. Если в голове каша и не получается отделить собственные идеи от высказываний медийных личностей, можно вывалить на бумагу свои страхи, сомнения и переживания, чтобы найти верный путь и понять, что же именно выводит из равновесия.
Как следует из названия, предполагается написание так называемых «неотправляемых» писем не конкретным, а воображаемым личностям, поставив таймер на 5-7 минут. Это позволит не углубляться в философствование, а оформить в слова те мысли, что лежат на поверхности сознания и формируют настроение.
- В первом письме нужно попытаться объяснить, что происходит, своим малолетним внукам (здесь они могут быть и реальными, главное, понимать, что письмо предназначено ребёнку не старше дошкольного возраста) простым и доступным языком.
- Второе письмо предназначено родителям с детьми, которые прячутся в подвалах, на станциях метро или, если не добрались до укрытия, — в коридорах собственных домов, и пытаются понять, кто и за что их так наказывает.
- Письмо номер три – попытка объяснить тем, кто отдает приказ стрелять, в чём их правота и заблуждение.
- А четвертое письмо — самому себе в прошлое, в первый класс, на тот урок, когда надо было нарисовать что-то антивоенное.
Первая часть практики окончена. Теперь письма надо перечитать и написать такой же быстрый, рефлексивный отклик, поставив себя на место адресата, а затем сравнить тексты и ответить на вопросы:
- Какие противоречия наблюдаются в письмах и ответах?
- Какая общая, самая важная мысль прослеживается во всех текстах?
- Какие письма или ответы хотелось бы написать заново?
В результате появляется возможность отстраниться от потока сомнительной и непроверенной негативной информации, в ментальном смысле ощутить твёрдую почву под ногами, а не крутиться, как стрелка размагниченного компаса, после каждого новостного выпуска.
К сожалению, найти проблему – не означает её решить. Ясность в понимании происходящего не всегда равна избавлению от чувства тревоги и беспомощности. Тут требуется опытный психолог, который поможет подобрать те инструменты борьбы со стрессом, которые помогут именно вам.