Синдром выученной беспомощности – самый злой автоматизм

Наверное, каждый хоть раз чувствовал себя, словно в аквариуме – вокруг кипит жизнь и надо бы тоже что-то делать, не упустить место под солнцем, но всё кажется тщетным, бессмысленным. Стенки аквариума не пробить, как ни старайся, только голову разобьёшь. Все действия заранее бесполезны, планы – обречены на провал. Зачем вообще чего-то хотеть, если всё равно желаемого не добиться? И в душе пустота…

Подобные настроения – один из симптомов проявления выученной беспомощности. Что же скрывается за этим названием?

Почему выученная беспомощность может стать проблемой любого человека

В психологии синдромом выученной беспомощности называют состояние сознания, при котором человек:

  • не предпринимает попыток улучшить свое положение, ситуацию, в которой находится – хотя имеет такую возможность,
  • не старается уклониться от отрицательного воздействия и добиться положительного – хотя имеет такую возможность,
  • проявляет общую пассивность и отказывается от активных действий, даже если ситуация прямо к ним располагает.

Выученная беспомощность формируется и закрепляется, когда человек переживает определённые эмоции, а именно:

  • Безрезультатность действий.
    Усилия, направленные на достижение цели, решение проблемы, тщетны. Они абсолютно не помогают исправить текущую ситуацию, или даже ещё больше её ухудшают.
  • Потеря контроля.
    Непонимание происходящего, невозможность контролировать ситуацию, прогнозировать развитие событий рождают чувство беспомощности – как при езде по горному серпантину на машине с отказавшими тормозами.
  • Ущемление самолюбия.
    Поиски причин отрицательных результатов в собственной ущербности: неудачник, криворукий, тупой, некрасивый – и далее без конца, к каждой не сложившейся жизненной ситуации.

При этом по отдельности эти три симптома неприятны, но к выученной беспомощности не приводят. Синдром возникает при их совокупности, которая, увы, случается куда чаще, чем хотелось бы. Причём сильнее всего ударяет по социальным отношениям – отсутствие мотивации и нежелание преодолевать препятствия лишают человека возможности:

  • строить карьеру, личные отношения,
  • развиваться в творчестве и профессиональной деятельности.

Известный психологический эксперимент: профессор даёт студентам экзаменационные задачи, которые в принципе не имеют решения. Учащиеся об этом не знают (как не подозревают и о проводимом исследовании), начинают волноваться, тревога перерастает в отчаяние. Падает самооценка, а с ней ухудшается способность к когнитивному мышлению. Появляются проблемы с памятью, концентрацией внимания. Реакции, мыслительная и эмоциональная деятельность становятся заторможенными. Ощущается постоянный упадок сил. Возникает чувство безразличия ко всему происходящему.

Впоследствии эти студенты не могли выполнить даже простые задания, с которыми контрольная группа, не получавшая заведомо нерешаемых задач, разобралась без проблем.

Негативные последствия синдрома выученной беспомощности

По мнению исследователей, навязчивая мысль о предстоящей неудаче блокирует не только работу мозга, но и способность организма противостоять стрессу, а значит и болезням. Затрагивается психосоматика и у людей с закрепившейся выученной беспомощностью чаще всего возникают депрессии, а также онкологические заболевания. Жизнь превращается в существование, доминирующей эмоцией становится страх:

  • Страшно планировать, ставить цели – ведь придётся отвечать за возможные ошибки и неудачи. Если ситуация заставляет делать выбор, ответом обычно является «Я не знаю, чего хочу, выберете (и несите ответственность) за меня» или «Я не хочу ничего, не буду выбирать (и отвечать за принятое решение)».

В дело идут стереотипы, ведь самостоятельно думать, анализировать ситуацию, проявлять инициативу страшно и трудно. Куда проще использовать готовый шаблон, устоявшиеся в социуме правила или чужие советы, мотивируя присказками: «Людям подходит, и мне подойдёт», «Всегда все так делали» и т.п. Задумываться о неэффективности подобных решений необязательно.

  • Страшно сделать первый шаг, даже если цель поставлена. Человек будет вновь и вновь прокручивать план действий в голове. Обдумывать стратегию и тактику. Мечтать о результатах. Даже испытывать искреннее воодушевление, которое сдуется, словно дырявый воздушный шарик, как только настанет время действовать.

Чтобы заглушить грызущую за бездействие совесть, разовьёт бурную, но бессмысленную деятельность. Вместо того чтобы сесть за написание диплома (а вдруг сделаю плохо и с треском провалю защиту, опозорюсь на весь свет), лучше сделать генеральную уборку – нельзя же работать в грязи. Потом надо бабушке позвонить – а то обидится. Ну а теперь поздно уже, мысли путаются от усталости, завтра начну. Подобная суета создаёт иллюзию активности, позволяющую не приступать к неприятному, пугающему занятию.

  • Страшно преодолевать препятствия. Даже если цель ясна и путь к ней начался, страх ошибиться, принять неверное решение и упустить успех заслоняет перспективу ожидаемых в конце пути благ. Поэтому любое возникающее препятствие приобретает непреодолимую силу. Но и признавать свою ущербность не хочется, тем более, вслух перед окружающими! И человек переворачивает смысл: «боюсь», «не могу» превращаются в «передумал», «не хочу». Ведь фраза «Наскучило, попробую что-то другое» позволяет не только забыть о пугающих препятствиях, но и звучит куда более лестно для самолюбия, чем «Не получается добиться результата, потому что я трус и никчёмный неумеха».

Но так как в этом случае ущемляется самолюбие, сохранить спокойствие и душевное равновесие невозможно. Внешний флегматизм и показная лень дают трещины из-за скрытой эмоциональной напряжённости. Возникает раздражительность, неспособность адекватно реагировать на критику. Даже пустячное замечание может спровоцировать взрыв. Нередко такие люди начинают вести деструктивный образ жизни. Разрушают организм вредными привычками, отталкивают друзей и близких негативным отношением.

Если выученную беспомощность не лечить, то проблемы социальных отношений дополнятся реальной угрозой жизни. В программе «Гармоничная личность» я не решаю проблемы, а даю инструменты для самостоятельного выстраивания собственной жизни. И самое главное: если не обращаться за помощью, то никто и не поможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хотите решить свою проблему прямо сейчас?
Запишитесь на бесплатную онлайн-встречу с психологом
(60 минут)