В ходе обсуждения темы «Истории успеха» мы затронули вопрос о том, что необходимо для достижения успеха и богатства, помимо стартового капитала.
Очевидно, что существуют примеры олигархических капиталов, для получения которых не требовались перечисленные ниже личные качества. Однако возможно ли для обычного человека, такого как Вася, Ваня или Петя, достичь успеха, опираясь на свои личные качества? И если да, то что для этого нужно?
Многие считают, что даже при одинаковых условиях на старте не факт, что оба человека добьются одинакового успеха. Скорее, наоборот. На консультациях с подростками не желающими учиться, мы часто используем простой приём с двумя фигурками — назовём их Васей и Ваней. Одного из них мы назначаем Крутямбой, а другого — Лузером, и рассматриваем их личные качества. Например, Крутямба может быть ответственным, а Лузер — безответственным. Давайте рассмотрим и другие составляющие успеха.
1. Самопринятие
С точки зрения навыков предпринимательства, одним из ключевых факторов является внутренняя убеждённость в том, что мы достойны лучшего и большего.
Самопринятие не появляется само по себе. Его корни уходят в детство. Очень важно, чтобы родители были рады появлению малыша в семье. Когда на него смотрят с любовью, нежностью и заботой, у него формируется базовое убеждение: «Я хороший». Во взрослой жизни это убеждение становится фундаментом для адекватной самооценки.
Однако проблемы могут возникнуть ещё до рождения ребёнка. Если во время беременности женщина испытывает страхи, мысли об аборте, хочет ребёнка другого пола или находится в стрессовой ситуации, это может повлиять на формирование самооценки у будущего ребёнка.
В таких случаях традиционные методы работы с последствиями детской психотравмы не всегда помогают. Вместо этого используются другие способы коррекции телесных ощущений на личной или групповой терапии.
2. Самооценка
На развитие бизнеса самооценка влияет через связь личности с реальностью: понимание своей объективной и субъективной значимости. В норме они достаточно близки. Но в жизни у многих людей часто существует серьёзный разрыв между тем как человек воспринимает себя и как его в реальности оценивают другие люди.
В возрасте 7 лет у ребёнка должен произойти кризис самооценки. До этого возраста малыш оценивает себя глазами значимых взрослых (родителей, бабушек-дедушек). Если мама обнимает и хвалит — я хороший. Если папа ругает — я плохой. Если родители ругаются между собой или развелись, то «очевидно» из-за моей плохости… При неадекватном поведении родителей, у малыша формируются тревожно-контролирующее поведение (нужно отслеживать состояние родителей и подстраиваться под него) и желание доказать, что я хороший, меня можно и нужно любить. Далее следует весь спектр поведения «Жертвы»: угодничество, спасательство, чувство вины, нытьё и болезни. При этом любые достижения и доказывания хорошести бесполезны, так как в самый неподходящий момент как чёрт из табакерки выскочит Чувство Вины и обесценит всё: «Подумаешь, чего-то достиг… Но мы то с тобой знаем, что ты никто и звать тебя никак», а при неудаче добьёт: «Я тебе говорило, что ты ни на что не способен! Куда это ты полез?».
У успешных совсем другие модели поведения.
Откорректировать можно через анализ поведения и его осознанное изменение вместе с проработкой детских травм.
3. Инициатива
Многие люди думают, что для предпринимателя важно уметь рисковать. Однако на самом деле речь идёт о способности быть собой, проявлять инициативу и действовать как лидер.
В неблагополучных семьях инициатива ребёнка, в лучшем случае, подавляется, а в худшем — жестоко наказывается. Из-за этого у человека может развиться не только страх ошибок и самосаботаж, но и безответственность: он может решить, что лучше ничего не делать и не принимать решений, чтобы избежать возможных проблем.
Чтобы исправить ситуацию, нужно:
- преодолеть страх ошибок (мини-тренинг «Подними самооценку»);
- избавиться от родительских запретов и ограничений (медитация-трансформация «Разреши себе»);
- восстановить базовые права (ваше текущее состояние можно проверить через рисунок: нарисуйте растение, оружие, посуду и украшение). Для тех, кто справится с заданием, я проведу бесплатную диагностику;
- воспитать ответственность.
4. Любознательность
Предприниматель проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, поэтому ему легко находить идеи, новые возможности и способы достижения поставленных целей.
Любознательность человека зависит от того, куда направлены его внимание и контроль. Важно различать простое любопытство, когда внимание сосредоточено на других людях и их жизни, и любознательность, когда человек обращает внимание на окружающий мир, чтобы понять, как он устроен и как всё работает.
Мы наблюдали это в реалити-шоу, например, в «Выжить в Дубае», где мы болели за команду обычных людей, предполагая, что они лучше приспособлены к реальной жизни. Однако оказалось, что знаменитости легко побеждают их всего по двум причинам: у них широкий кругозор и они умеют работать в команде. Обычные люди, например, не знали, что навоз может гореть, поэтому остались голодными в пустыне.
Этот навык можно развить, отработав управление вниманием.
5. Обучаемость
Предприниматель — это человек, который всегда стремится к обучению. Благодаря своей способности к обучению, предприниматель обладает социальной гибкостью. Он также обладает логическим и критическим мышлением, что позволяет ему видеть и обсуждать нестыковки, а также подбирать весомые аргументы в любой ситуации. Широкий кругозор помогает предпринимателю синтезировать идеи на стыке разных сфер и генерировать новые идеи.
Способность к обучению — это не врождённое качество, а навык, который формируется в первый год жизни. Если младенец долго испытывает сильный дискомфорт, например, от голода, холода, одиночества или болезни, он может выпасть из контакта с миром. В таком состоянии малыш не может познавать мир, так как его эмоции переполняют его и он не способен к элементарному контакту даже с матерью.
Психологи утверждают, что лучшее развитие происходит из точки покоя. Многие успешные люди не испытывали необходимости думать о том, как прокормить свою семью, поэтому они могли экспериментировать и не переживать из-за провалов.
Однако, этот навык можно развить через работу с эмоциями (развитие эмоционального интеллекта и повышение стрессоустойчивости). В программе «Гармоничная личность» есть первый блок, посвящённый именно этому аспекту.
6. Доверие
Важнейший навык для достижения успеха по мнению японского социолога. Доверие миру, людям и себе позволяют человеку быть открытым, общительным, активным. Важно различать доверие, недоверчивость и доверчивость (слепое доверие). Подробнее в статье «Доверие: доверять или не доверять?»
Если у человека в норме самопринятие и доверие людям, то у него развиты навыки коммуникации:
- способны выстраивать здоровые, долгосрочные отношения с людьми,
- прекрасно взаимодействуют в процессах командной работы,
- умеют разговаривать и соответственно вести себя с представителями разных классов и уровней,
- поддерживают большое количество связей и контактов с разнообразными людьми.
У людей, переживших домашнее насилие подорвано доверие
- к миру (3 проблемы во взаимоотношениях с миром у людей, переживших домашнее насилие),
- к людям, (10 проблем в отношениях с людьми у людей, переживших домашнее насилие),
- к самим себе (5 проблем в отношениях с собой у людей, переживших домашнее насилие).
Как следствие, много тревоги, застревание в негативных переживаниях прошлого, избыток суеты в настоящем и вместо позитивного образа себя в будущем — бессмысленные фантазии.
Берт Хеллингер в последнее время свёл всю работу с клиентом к восстановлению контакта с матерью. (Материальное благополучие отражает отношения с матерью).
Я бы добавила ещё и работу с фигурой отца. Мать даёт ребёнку ощущение безопасности в возрасте до трёх лет, а отец после и до совершеннолетия. Отношения с отцом напрямую влияют на достижение или невозможность социального успеха
Ведь если нет ощущения безопасности, то и нет доверия к миру и людям, а есть социофобия и другие страхи.
Восстановление базового доверия достигается достаточно большим объёмом работы, в каждом случае индивидуально. Но есть и простые навыки, которые можно освоить в Школе психологического благополучия.
7. Самоорганизация
Включает в себя самообладание, силу воли, самомотивацию, самодисциплину, навык планирования и достижения целей, трудолюбие и ответственность.
В бизнесе важны хорошие организационные навыки. Важно эффективно организовать себя, а затем и других.
С точки зрения психологического развития личности, речь идёт про взрослость. Взрослую личность характеризуют навыки самоорганизации.
Я считаю, что у взрослого человека нет проблем, есть жизненные задачи, а проблемы часто возникают из-за инфантильности. Причины детских моделей поведения могут быть следующими:
- Детские травмы, в которых личность «капсулируется», и дальнейшее развитие происходит искажённо;
- При различных видах домашнего насилия малыш был вынужден изобрести такое поведение, которое помогало ему адаптироваться к неблагоприятным условиям жизни. (тест на Определение неблагоприятного детского опыта в семье).
- Отсутствие навыков психологического благополучия, которые человек должен был получить в здоровой семье, но теперь ему приходится развивать их на встречах с психологом.
8. Развитая речь
Андрей Ильич Фурсов рассуждал о расслоении британского общества и утверждал, что богатых людей легко отличить от бедных по языку: по речи, произношению и словарному запасу. Богатый человек говорит чётко, грамотно и ясно, его речь доносит нужные смыслы до собеседника, у него богатый словарный запас. Бедные люди, напротив, часто не могут выразить свои мысли, их словарный запас скуден, поэтому они используют в общении мат и сленг, .
Чтобы улучшить свою речь, можно слушать аудиокниги, читать вслух классическую литературу, пересказывать и писать изложения. Также можно посещать драмкружок или участвовать в дебатах.
Понятно, что из любых правил, есть исключения. Например, Роза Сябитова, да вы и сами вспомните несколько человек из ближайшего окружения, добившихся успехов не благодаря чему-либо, а вопреки всем обстоятельствам. Но скорее всего, эти люди — не олигархи, они не входят в список Форбс, и кроме смекалки им пришлось приложить невероятное количество усилий, чтобы достичь того, что у них есть на данный момент и остаться в живых…
Другие статьи по теме:
5 психологических причин безденежья
5 шагов к богатству. Как стать одним из тех, кто может реально разбогатеть?