Как научиться принимать решения?

что делать с нерешительностьюМногие люди жалуются на нерешительность. Я уже разбирала причины нерешительности, но сегодня хочу обратить внимание на другой аспект жизни: самоопределение.

Приходит на приём девушка и говорит: «Два парня одновременно предлагают мне выйти замуж, а я не знаю кого выбрать. Помогите принять решение»

В ответ я задаю вопросы:

  • «Каковы твои жизненные ценности? Совпадают ли ваши ценности?»
  • «Какие цели ты перед собой ставишь? Совпадают ли ваши цели?»
  • «Какую жизнь ты хочешь прожить? Есть ли в этой жизни место для Пети или для Васи? Может это вообще окажется Коля?»

В ответ – тишина: ни целей, ни ценностей, ни представления о перспективе своей жизни. Как в таких условиях можно сделать выбор? Любой выбор будет неудачным…

Ведь без осознания жизненных задач ряд процессов развития человека как личности невозможен.

Как оно должно быть?

Личность ребёнка развивается неравномерно, возрастные особенности определяют этапы формирования самосознания.

В возрасте 7-10 лет ребёнок открывает для себя важность рефлексии, узнает особенности своего «Я» (внутренний мир, психические качества), стремится оценить свои действия с нравственной точки зрения. Так как в этом возрасте малышу важно выглядеть хорошим в глазах окружающих его людей, через правила поведения в школе, дома, на улице закладываются основы социализации. Родители и учителя могут помочь ребенку определить личную нравственную позицию, создать уважительное отношение к правилам, понимание важности их соблюдения.

На этапе 10-11 лет формируется навык самопознания, результатом которого становится создание осознаваемого «Я-образа». Ребенку важно научиться распознавать взаимосвязь понятий, отражающих его внутренний мир, а также ответить на ряд вопросов: «Кто я есть?», «Как я себя оцениваю?», «Что со мной происходит?», «Что я делаю для этого?»

В возрасте11-12 лет закладываются основы самовоспитания. Подросток способен сознательно прилагать целенаправленные усилия для развития своих личностных качеств, чтобы разрешать жизненные задачи, опираясь на внутренние силы, тренируя волю, выносливость, целеустремлённость и самостоятельность. Происходит выход на более высокую ступень физического, творческого и нравственного развития.

Навык самообучения закладывается в период 12-13 лет. Подросток распознает зоны знания и незнания, учится работать с информацией, чтобы извлекать необходимые знания. Формируется навык планирования, самоорганизации, самооценки и самоконтроля.

Кризис подросткового возраста в 13-14 лет связан с потребностью в самоутверждении. Развитие личности происходит через освоение навыков защищать свое достоинство и социально-приемлемого удовлетворения потребностей:

  • потребность признания своего «Я»: имени, внешних физических данных, соблюдение границ внутреннего мира;
  • потребность признания по половой принадлежности;
  • потребность признания своих социальных ролей в значимых группах;
  • потребность в реализации своих прав в обществе, притязание на взрослость.

В 14-15 лет развивают навык самоопределения:

  • Осознание личных ценностей;
  • Определение нравственных норм;
  • Постановка долгосрочных целей;
  • Реализация своих знаний, умений, склонностей, способностей в выбираемой профессии.

Все это приводит к самостоятельному выбору жизненного пути и условий своей жизни.
А.С. Макаренко писал: «Чем богаче жизненная перспектива личности, тем богаче её внутренний мир и культура, тем меньше её зависимость от непосредственного окружения».

Для достижения поставленных целей важно развить навык самоуправления (в 15-16 лет) — способность управлять своим поведением для оптимального взаимодействия с окружающими. Те, кто смогут «обуздать» своё поведение — достигнут социально значимых целей.

Что же на самом деле?

Не освоив жизненно-необходимые навыки в школьные годы, молодые люди выходят во взрослую жизнь. Не умение решать жизненные задачи превращает обычную ситуацию выбора в нерешаемую проблему. Ориентируясь на героев экрана и советы друзей, человек все сильнее увязает в болоте неопределенностей и жизненной путаницы. И выход из этого только один – структурировать жизнь – самоопределиться.

Самоопределение

Опора на систему собственных ценностей поднимает жизнь на принципиально новый уровень. Это не просто жизнь человека, а воплощение ценностей, с которыми он себя идентифицирует.

Ориентируясь на своё будущее, анализируя достижения и промахи, через значимую для него деятельность человек занимает четкую позицию в обществе.

Определение программы жизни создает потребность в расширении границ своих возможностей, самосовершенствовании и развитии личности.

Результатом самоопределения становится выбор целей и видов деятельности соответствующий индивидуальным особенностям, формирование самоценности, способности самобытно и самостоятельно реализовать свое предназначение.

Самоопределение позволяет быстро принимать оптимальные решения, проверяя их на соответствие сформированной картины жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *