Размышление о психоанализе

Работа с психоаналитиком строится на нескольких базовых принципах:

1. Есть осознаваемые реакции, а есть неосознаваемые. Так называемое БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ выходит тенью и управляет жизнью человека помимо его воли и выбора. Такой подход, подводит человека к мысли, что он не властен не только над своей жизнью, но даже над собственными реакциями и моделями поведения. Формируется безответственность: «это же не я, это моё бессознательное» и беспомощность: «я ничего с этим сделать не могу» и какой-то шаманизм: человек полностью зависит от неведомых, неконтролируемых ему бессознательных реакций. Следовательно, такие личностные структуры как ответственное поведение, свобода воли, право выбора либо не формируются, либо разрушаются.

2. Причина проблем ищется в детстве и становится «очевидным», что во всех бедах уже давно взрослого человека виноваты родители. При этом игнорируются те факты, что у одних и тех же родителей – разные дети (даже близнецы) – совершенно по-разному строят свою жизнь. Что по сути, человек давно уже взрослый и мог бы за какое-то время, взяв ответственность на себя, выстроить свою жизнь по своему усмотрению и сделать её такой какой хочется. Вместо этого культивируется обида на родителей, что приводит к разрушению родственных связей. А для психологического здоровья человека очень важны качественные отношения с близкими людьми.

3. Конечно же, с точки зрения отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда – главная причина психологических проблем — в неудовлетворенности или искаженности сексуальной потребности. Прикол заключается в том, что секс не является потребностью! А в поисках сексуального удовлетворения люди не выявляют своих истинных потребностей, теряют способность к здоровым коммуникациям и социально-приемлемым способам удовлетворения своих потребностей.

4. Чтобы «выявить и устранить» причину проблем на сеансе у психоаналитика человек погружается в воспоминания. Уже всем хорошо известно, что человек не вспоминает, а реконструирует события в зависимости от заданного контекста. И здесь может быть два варианта: удобная, подтверждающая чью-то вину, интерпретация фактов и феномен ложных воспоминаний. То есть, вместо поиска истинной причины проблемы, придумываются ситуации и искажается влияние давно прошедших событий на текущий момент жизни.

5. Для того, чтобы происходили изменения в жизни, человеку важно взять ответственность на себя, понять, что конкретно он хочет получить, иметь, каким быть и ответить на вопрос КАК, как я могу этого достичь? На приеме у психоаналитика идет поиск ответа на вопрос ПОЧЕМУ, почему я такой несчастный? А на этот вопрос ответ можно искать бесконечно, всегда найдется великий «ПОТОМУ», бессознательное, родители или родительское бессознательное, подавленное родителями сексуальное бессознательное… Очень удобно – ведь не нужно да и «невозможно» что-либо сделать, главное ходить на прием к психоаналитику.

Некоторые ученики и последователи Фрейда далеко ушли от традиционного психоанализа Фрейда:

  • Виктор Франкл поворачивает человека в область поиска смысла жизни.
  • Альфред Адлер, рассматривая личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими, делает вывод о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого.

Галина Борисова о теории Зигмунда Фрейда с точки зрения истории и здравого смысла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *