Как перестать реагировать на критику

Бывает ли с вами так, что Вас накрывает волной гнева, когда кто-то критикует Вас или ваши поступки? «Оценщика» буквально хочется убить на месте? И даже если вы не сорвались в агрессивную ответную реакцию, а «вежливо» промолчали, совсем не означает, что копьё критики не пронзило вас насквозь…

Критикой называют любую негативную оценку личности или поступков.

Считается, что критика может быть не только деструктивной, но и конструктивной. Различают их по мотивации.

К деструктивной – относят способ выражения плохого настроения. Проще говоря, человек «сорвал зло». Ему нужен был объект – вы попали «под горячую руку».

Конструктивная – исходит из желания откорректировать ваше поведение в лучшую сторону.

На мой взгляд, нет критики конструктивной. 

Любое непрошенное вмешательство, будь то критика, оценка, сарказм и даже «добрый» совет, является актом эмоционального насилия и нарушает границы личности. А естественная реакция на насилие – гнев.

С другой стороны, отношение к критике, как лакмусовая бумажка, показывает ваше ощущение собственной ценности. Ведь если вы уверены в себе, то к любому замечанию отнесётесь спокойно, просто как к мнению другого человека. Каждый имеет право на своё мнение, вот у Пети такое, а у Васи другое…
Но, услышав критическое замечание, Вы автоматически решаете что: «Если меня критикуют, значит

  • я плохой,
  • я не компетентен, 
  • я неудачник, 
  • со мной что-то не так, 
  • меня не любят». 

Что же делать, чтобы не сносило в эмоциональный водоворот от агрессии до самобичевания?

  1. Отделите свою личность от своего поведения и его результата.

    Проблемой психологически зависимых людей является то, что результаты своей деятельности намертво склеены с восприятием себя как личности: «Достиг цели – молодец, ошибся – неудачник!» Один из важнейших навыков, который необходимо освоить в жизни, это умение отделять себя от результата своей деятельности.

  2. Посмотрите, есть ли что-то полезного в критическом замечании?

    Можно ли использовать критику для своего развития? Задайте уточняющие вопросы: Что именно не нравится/раздражает/не так? Как, с твоей точки зрения, я должен был поступить? Что мне необходимо сделать? Если есть рациональное зерно – примите, поблагодарите за обратную связь и скорректируйте своё поведение в лучшую сторону. 

  3. Помните, Вы всегда имеете право

  • сказать, что Вас раздражает критика собеседника: «Когда ты делаешь мне замечание, я злюсь»
  • прекратить разговор: «Я не буду обсуждать с тобой эту тему»
  • принять, но не признать замечание: «Я услышал твоё мнение по данному вопросу»

И, конечно, придти на программу «Гармоничная Личность», чтобы обрести здоровую самооценку и перестать болезненно реагировать на мнение окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хотите решить свою проблему прямо сейчас?
Запишитесь на бесплатную онлайн-встречу с психологом
(60 минут)