Детёныш без материнской заботы беспомощен. Природой сформирован механизм выживания потомства: родители – самые важные в жизни! Их задача не только уберечь дитя от голода и холода, но и передать информацию об окружающем мире, научить всем необходимым для жизни навыкам.
Через взаимодействие с мамой и папой ребёнок постигает азы общения, которые затем переносит на других людей, появляющихся в его жизни.
Познание мира через родителей
Наблюдая за родителями, малыш не только узнаёт, что такое хорошо, и что такое плохо, но и:
- запоминает шаблон социально верного (с точки зрения взрослого) отклика на ту или иную ситуацию,
- считывает, пусть и неосознанно, эмоциональную реакцию родителя, формируя на этом основании и собственные предпочтения.
Первичный способ общения с миром для ребёнка – проецирование или перенос усвоенных способов общения с родителями на другое окружение.
В процессе взросления должна развиваться социальная гибкость, а модель взрослый-ребёнок смениться
- на равноправные отношения (друзья, партнёры, коллеги);
- иерархические (начальник-подчинённый, государство-гражданин);
- и иные – в зависимости от ситуации и выбранного образа жизни.
Проблема современного мира в том, что многие не могут перешагнуть сформировавшийся шаблон поведения, эмоционально повзрослеть, и оказываются в ловушке детско-родительских отношений с социумом. Способ общения с мамой и папой такой человек начинает применять ко всем другим жизненным ситуациям – потому что не умеет иначе. В образе начальника, полицейского или президента страны он видит своего «отца», в жене или докторе – «заботливую матушку».
Как не застрять в детстве навсегда
- Самый большой плюс в том, чтобы быть ребёнком – отсутствие ответственности. Что бы ни натворил малыш, предъявлять претензии будут к родителям. Им же предстоит расхлёбывать последствия, нести финансовые и эмоциональные траты.
- Самый большой минус в том, чтобы быть ребёнком – отсутствие прав. Реализация потребностей, желаний зависит от воли и действий родителей. Они же определяют количество возлагаемых обязанностей, уровень вознаграждения за исполнение и наказания за пренебрежительное отношение.
Это логично – раз приходится нести ответственность за кого-либо, то нужно иметь возможность воздействовать на его поведение, то есть – воспитывать. Главная цель воспитания в том, чтобы человек осознал прямую связь между ответственностью за свои поступки, за исполнение взятых обязательств, и приобретением прав и независимости в осуществлении своих желаний.
В принципе, этот механизм тоже заложен в нас природой. Благодаря ему, ребёнок стремится к самостоятельности. Но порой из-за особенностей воспитания, социального уклада общества, случаются сбои. Человек не может выбраться из «детских штанишек» и как следствие:
- боится ответственности,
- не может найти своё место в жизни,
- не может найти себя.
Чтобы стать по-настоящему взрослым, следует искоренить три зависимости от родителей:
- Финансовая.
Пока есть материальная зависимость от родителей, за ними сохраняется право:- выставлять требования по расходованию выданных денег,
- контролировать образ жизни,
- считать зависимого взрослого ребёнком, независимо от возраста.
Взрослый человек сам обеспечивает материальное исполнение своих желаний и потребностей.
- Жилищная.
В доме родителей дети остаются детьми и в 5 и в 85 лет.- «Мой дом – мои правила» – говорит отец,
- «На моей кухне я хозяйка» – вторит ему мать,
и они имеют на это полное право. Чтобы жить по своим правилам, придётся обзавестись собственным жильём.
- Эмоциональная.
Помните сказку «Огонь, вода и медные трубы»? Там герой довольно легко прошёл испытания огнём и водой, потому что они требовали физических действий. А вот проверка славой – психологическая, далась с куда большим трудом. Так и первые две зависимости – материальные, люди, как правило, вполне отчётливо осознают и с ними справляются. А вот выйти из психологической зависимости от родителей куда сложнее.
Суть её в том, что эмоциональная связь с мамой и папой для ребёнка – безусловный инструмент познания мира, заложенный природой. Глядя на поведение родителей, малыш понимает, как нужно проявлять чувства (радость, гнев, страх) и учится вести себя соответственно.
Кроме того, по поведению родителей ребёнок оценивает и собственные поступки, в результате попадая в зависимость от настроения мамы и папы. И если есть проблемы с эмоциональной зрелостью, детская потребность в родительском одобрении перекочёвывает во взрослую жизнь. Причём нередко человек получает зависимость от одобрения даже тех людей, с которыми нет общения.
Чтобы избавиться от эмоциональной зависимости, нужно осознать, что:
- за настроение мамы или папы несут ответственность они сами, а не их дети, сколько бы им ни было лет
- ребёнок имеет право испытывать чувства, отличные от чувств родителей, независимо от своего возраста
- и не обязан получать родительское одобрение своим эмоциям
Собственно, сознательное избавление от этих трёх зависимостей от окружающих – и означает взросление, понимание собственной ценности и необходимости опираться на себя, а не искать психологические подпорки в других людях. Означает обретение уважения к самому себе. Потому что человека, не научившегося уважать себя, и остальные уважать не будут, навсегда оставляя за ним роль слабого и бесправного ребёнка, а за собой – сильного и непогрешимого взрослого.
Тем, кто с лёгкой руки современных течений в психологии записал родителей в «токсичные», кажется, что единственная возможность стать взрослым – вычеркнуть родителей из своей жизни. Но это вовсе не так! Родители всегда будут важной частью жизни повзрослевших детей и жизни их детей – своих внуков. Только нужно вовремя сказать: «Спасибо, дальше я сам».
Если не получается гармонично сочетать взросление и сохранение тёплых отношений с мамой и папой – приглашаю в программу «Гармоничная личность». Она про то, как обрести себя не только в отношениях с родителями, но с миром в целом.