Домашнее обучение в России. Психолог предостерегает

Домашнее обучение в России. Психолог предостерегает

Домашнее обучение

На днях увидела статью «Сын Плющенко не будет ходить в школу». «Чудесно, — подумала я – известные личности задают и поддерживают новую тенденцию домашнего обучения в России».

Всё чаще обсуждается тема индивидуального обучения на дому. Всё больше у него сторонников и последователей. Технологии позволяют обучать детей дистанционно. Уже существуют «Домашние» онлайн-школы.

С другой стороны, СМИ активно кошмарят население страшными историями, происходящими в школе, усиливая страхи родителей за детей.

 Я, Мария Кудрявцева — профессиональный психолог, решила вставить свои пять копеек в эту тему.

Человеческие особи рождаются настолько недоношенными, что взращивать их приходится годами. Обучать и приучать к самостоятельной жизни – не одно десятилетие. В программу адаптации к жизни включен и школьный процесс. Но реформы «идущие в ногу со временем» сегодня не соответствуют требованиям, которые предъявляет общество к новому члену. Отсюда и недовольство системой образования и обучением в России.

Мир предлагает огромное количество возможностей, родители естественно ищут альтернативу. Смотрим мы не только в будущее, но и в прошлое (опираясь на опыт предков). Классики нам рассказывают, что дворянских деток обучали зарубежные гувернеры. Вот и звучит всё громче и громче идея домашнего обучения.

Начнем с определения, что же такое обучение?

Обучение – это процесс передачи и усвоения знаний и навыков с целью подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Следовательно, обучение происходит всегда и везде: и дома, и в школе, и на улице, в секциях и кружках.

Хотите вы или не хотите, думаете вы об этом или нет, домашнее обучение в России идёт с самого рождения. И ваша детка не слушает ваши умные слова, она просто копирует ваше поведение. И ничего вы с этим сделать не сможете, так как для этого программа в базовой прошивке есть: симпатия.

Обучение в рамках российской общеобразовательной школьной программы?

Сторонники же домашнего обучения подразумевают получение знаний, необходимых для сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Если рассматривать этот вопрос в таком узком спектре, то домашнее обучение при грамотно организованном процессе, пожалуй, выиграет. Но при следующих условиях:

  1. У родителей достаточно денег и времени для обеспечения любимому чаду полноценного образовательного процесса.
  2. Есть система принуждения и мотивации для того, чтобы ребёнок эти знания усваивал.
  3. Стабильность: денежные средства, время, силы, здоровье взрослых на такой процесс будут не только в этом году, но и через 5-7-10 лет.

Но жизнь вносит свои коррективы в планы и с нами особо не церемонится. Поэтому часто происходит сбой по всем или какому-то одному параметру.

  • Например, не каждый взрослый человек самостоятельно дома зарядку может делать регулярно. Ему нужны дополнительные стимулы и коллектив: поход в тренажерный зал, публичные обещания, внимание противоположного пола, участие в лидерских марафонах, стодневках и т.д.

А тут перед нами ребёнок, желающий играть и развлекаться, совсем непонимающий, зачем ему какие-то непонятные знания.

  • Кроме того, нужны грамотные педагоги и жёсткий контроль за процессом обучения. А грамотные – не дёшевы. Да и педагог может быть чудесным, но ваше чадо вступит с ним в сепаратные переговоры и переиграет вас в ваших лучших побуждениях.
  • А как быть, если семья потеряла возможности для продолжения домашнего образования? И ребенок вынужден идти в обычную школу, но не в 7 лет, а уже в 13? Вот уж стрессовать будет не по-детски. Иногда просто смена школы оказывается тяжелым испытанием для детской психики, а тут смена уклада жизни предстоит.

А как же онлайн обучение? – спросите вы

Уже сейчас дети, живущие в небольших американских городках, обучаются за компьютерами. Но исследования убедительно доказывают, что мыслительные, речевые и коммуникативные функции у детей, проводящих в «общении с гаджетами» более двух часов в день значительно отстают от сверстников или даже не развиваются до необходимого для социальной адаптации  уровня. Репортер в «Нью-Йорк Таймс» Нелли Боулз  пишет, что отказ от гаджетов могут себе и своим детям позволить только богатые люди…. Общение с другим человеком, в том числе с учителем, превратилось в объект роскоши.

Функции социального института школы

На мой взгляд, школа это не только про обучение, не просто про воспитание, школа – институт социальной адаптации.

Социальный/общественный институт — исторически сложившаяся или созданная форма организации совместной деятельности людей, которая нужна для удовлетворения социальных, экономических, культурных или других потребностей общества.

С этой точки зрения, обучение в российской школе, в отличии от домашнего обучения — это длительный период социализации, выработки различных жизненных стратегий поведения с людьми из разных слоёв общества. Умение защищать свои интересы, противостоять насилию, дружить, договариваться, играть в команде, встраиваться в систему взаимоотношений, в том числе понимание иерархии и власти – позволяет посещение школы. Плоха она или хороша, в любом случае, школа является отражением, своеобразным срезом общества.

Сложности и минусы посещения школы

Школа в любом государстве, если это не специализированное учебное заведение, — общеобразовательная. Она рассчитана на средний уровень интеллекта и развития. В этом основная сложность и минус школы и вообще общеобразовательных учреждений. Но давайте разберем ситуацию подробней.

Умному и развитому ребенку будет скучно, неинтересно, его будет тяготить посещение школьных уроков. Минус для школы? Возможно, да. Но ведь и во взрослой жизни человеку иногда необходимо заниматься рутиной, длительное время делать неинтересную работу. Жизнь не является постоянным праздником. И этому навыку тоже где-то нужно научиться.

Для деток, которые думают медленно, посещение образовательной школы может оказаться тяжёлым испытанием, бьющим по самооценке. Это не потому, что они глупые, просто процесс мышления устроен иначе, не так, как подразумевает общий учебный процесс. И родителям важно проводить время с ребенком дополнительно, подтягивать его. Всегда существовала система репетиторов. В этом случае не обойтись без них. Но отказываться от посещения школы не всегда целесообразно.

Выбор за вами, а жить с полученными навыками и знаниями или их отсутствием придется вашим детям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *