Жертвы амбиций: 9 ошибок семьи Тепляковых

Феномен Алисы Тепляковой, в восемь лет сдавшей ЕГЭ и поступившей в МГУ – не первый жестокий эксперимент на детях амбициозных родителей.

Наиболее известен жителям России опыт воспитания в семье многодетных педагогов Никитиных. Борис Павлович мечтал о трудовой школе по методике Макаренко. Результатом стала методика раннего развития, которую разрабатывали и практиковали на собственных детях. Гениев не воспитали, а травму нанесли.

  • Все семеро детей известной семьи ̶ против ускоренного обучения, публичности и недостатка социализации.
  • Старший сын Алексей сначала сбежал от родителей к бабушке, а потом в Лондон. Ему явно не хватило материнской любви, поэтому он женился на женщине, которая старше его на 10 лет.
  • Юля, одна из самых развитых девочек в семье, теперь работает методистом в библиотеке. С ужасом вспоминает о конфликтах и трудностях в общении с одноклассниками.
  • А самая младшая Любушка уже в 18 лет выскочила замуж и, похоронив амбиции, стала домохозяйкой.

Примерно в то же время, что и Никитины, венгерская пара Полгар решила из трёх дочерей вырастить успешных шахматисток. Несмотря на то, что сами родители не были профессионалами в игре, эксперимент удался.

  • Кроме выдающихся результатов в шахматах, старшая дочь Сьюзен говорит на семи языках. О ней снят документальный фильм «Мой выдающийся мозг: Сделайте из меня гения».
  • Юдит смогла обыграть Анатолия Карпова и Гарри Каспарова.
  • София получила звание международного мастера по шахматам в Израиле.

В книге «выдающие результаты» Джефф Колвин приводит истории других детей, которых родители лишили детства.

Вернёмся в семью Тепляковых. Что цепляет меня как психолога?

  1. Маленькая возрастная разница между детьми. Наталья всегда с грудным младенцем на руках. Но ребёнок в возрасте до трёх лет воспринимает себя как единое целое с матерью. Появляющийся новорождённый брат или сестра лишают малыша необходимого контакта с матерью. Как следствие у ребёнка будет травма отверженности.
  2. Ответственность не по возрасту. Старшие дети занимаются с младшими. Маме некогда, да и не хочется. Что получаем? Ответственность не по возрасту, отсутствие личного времени и интересов. Можно передать привет созависимости и регрессу, который обязательно случится (вопрос только «когда?»).
  3. Однобокость. Ради высоких баллов дети лишены возможности развития других областей мозга: у них нет игр, лепки, вырезания, рисования, ̶ того, что развивает мелкую моторику, творческий потенциал. Это как если бы человек в каком-то виде спорта тренировал одну ногу. Всё остальное тело «не служит» достижению результатов. Любая однобокость лишает человека большинства возможностей.
  4. Нет режима жизни (учебы, развлечений, отдыха). Для семерых разновозрастных детей невозможно обеспечить нормальный режим, да ещё в условиях однокомнатной квартиры. Повзрослевшие дети не смогут работать на обычной работе. Да и на любой другой — тоже не смогут. Знать, не значит, уметь. Любые знания нужно переводить в навыки.
  5. Нет личного времени, пространства и границ. Каждый человек нуждается в личном, только ему принадлежащем месте и в возможности распоряжаться временем по своему усмотрению. Все члены семьи Тепляковых этого лишены. Что будет? Будут проблемы с личными границами, свободным волеизъявлением и внутренней мотивацией.
  6. Отсутствие материнской любви. Судя по некоторым репликам, Наталья детей своих не любит, играть с ними не хочет, считая это пустой тратой времени. Она мечтает о помощи государственной нянечки. Обратите внимание, не о помощи по дому, ведь много времени поглощает быт, а именно нянечки, ̶ человека, который вместо неё будет заниматься её детьми. Она сразу приучает детей читать, ведь «Когда дети, начиная с трех лет, могут сидеть и читать, это очень сильно помогает. В доме тихо и спокойно». Неудивительно, что папа приносит книги рюкзаками, а Алиса прочитывает по 200 страниц в день. Чем-то нужно занять своё время и оправдать ожидания родителей, быть для них хорошей.
  7. Отсутствие домашних обязанностей у детей. Они не умеют готовить, стирать, делать уборку. Они не ухаживают за котами. Значит, пока семеро человек, а в дальнейшем и больше (Тепляковы планируют еще рожать), будут не в состоянии жить самостоятельной жизнью, заботиться о себе.
  8. Нарушение развития психических процессов. Интеллект и психика – разные вещи. Можно развить интеллект, и Алиса тому хороший пример. Но психические процессы созревания личности взломать не получится. Алиса была и пока остаётся ребёнком, которой интересны мультики и книжки для детей её возраста. Став взрослой — она останется нелюбимым ребёнком. Потребуются годы и деньги на реабилитацию.
  9. Нарушение социализации. Отсутствие общения со сверстниками и другими людьми, не входящими в состав семьи, делает талантливых Тепляковых неприспособленными к жизни. Ведь армия, ВУЗ, колледж, школа и детский сад это не про обучение. Всё перечисленное – институты социализации. В процессе социализации ребенок
    • обучается другим моделям поведения,
    • развивает социальную гибкость и
    • повышает адаптивность.

А это важнее высоких баллов по ЕГЭ. Согласны?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *